Рабочая тетрадь

Скачки развития малыша от 5 мес до 1,5 лет

Скачки развития малыша от 5 мес до 1,5 лет

Общее описание и рекомендации родителям "Что же такое скачки развития"

Таблица скачков развития по неделям

Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.
Описание скачков развития:
В продолжении нашей истории о скачках, которые мы рассмотрели ранее в статье о скачках после рождения, мы рассмотрим с вами как проявляются скачки развития после 4-х месяцев.
5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: взаимосвязи и отношения
5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: взаимосвязи и отношения

На шестом месяце жизни малыша вы, вероятно, заметите, что он стал гораздо подвижнее. А значит, пришло время нового скачка развития.

Малыш постигает дистанцию. Примерно в 5 месяцев малыш начинает чувствовать новые изменения, происходит пятый скачок роста и развития. Кроха уже хорошо координирует свои движения, и теперь пришло время узнать, как взаимосвязаны вещи в его мире.

Малыш познает, что такое расстояние. Он понимает, что между ним и предметами есть расстояние, и чтобы достичь их, его нужно преодолеть

Также кроха осознает, что мама – отдельный человек, и она может в любой момент уйти. И он не может это контролировать. Это беспокоит малыша. Этот период часто называют «сепарационный кризис» или «страх отделения от мамы».

Если мама отходит далеко от ребенка или уходит в другую комнату, он начинает нервничать. Ведь он не может добраться до мамы. И даже если он уже хорошо ползает, догнать маму не получится.

Признаки скачка

Малыша очень беспокоят изменения, и это отражается на его поведении:

  • Он может меньше есть;
  • Стесняется окружающих, стремится быть только с мамой;
  • Настойчиво требует, чтобы мама взяла его на руки. А потом может неожиданно оттолкнуться от нее и потянуться к интересной ему вещи;
  • Требует много внимания;
  • Некоторые дети становятся ко всему безразличным;
  • Многие активно протестуют против переодевания, смены подгузника или высаживания.
  • Что-то новенькое!
  • Малыш может выбрать мягкую игрушку, одеялко или вашу футболку своим любимым предметом. Он прижимает его к себе и при этом сосет палец или соску. Так он чувствует себя спокойнее. Если вы кормите малыша грудью по требованию, вы заметите увеличение числа прикладываний. Сейчас грудь часто нужна ему для успокоения, а не для еды.

Беспокойный сон

Страхи и тревожность малыша могут влиять на его сон. Один из этих страхов – боязнь расставания с людьми, которые заботятся о нем. Часто, проснувшись, малыш плачет, пока именно мама не успокоит его.

В период пятого скачка не уходите надолго незаметно для малыша. Ребенок поймет, что мама может уйти внезапно. И это побуждает его контролировать маму. Старайтесь быть в поле зрения крохи. Если вам нужно уйти в другую комнату, то разговаривайте с ним или пойте. Когда вы уходите надолго и оставляете малыша с папой или бабушкой, обязательно прощайтесь. А еще вы можете оставить ребенку вещь, которая будет напоминать ему о вас.

Многие дети в этот период меньше спят. Часто не получается уложить малыша днем, или он долго не засыпает вечером. Ребенок может очень рано просыпаться утром. Сон может стать беспокойным. Малыш мечется в кровати, размахивает руками и ногами.

Будьте спокойны и уверены, транслируйте свое спокойствие и уверенность малышу – это поможет ему успокоиться. Помните, что сейчас ему необходимо больше времени для успокоения перед сном, избегайте «перегуливания». Если сон был слишком коротким, стоит значительно сократить следующее время бодрствования.

Если весь день не получались хорошие дневные сны, не бойтесь уложить на ночь намного раньше обычного – ведь нехватку суточной нормы сна необходимо компенсировать, чтобы избежать накопления усталости.

Ваши действия

Знание причин беспокойства и плохого сна крохи поможет вам легче преодолеть этот период.

Малышу нужны ваши теплые и нежные объятия, привычный мир, в который он вернется по первому желанию. Этот период продлится от 1 до 5 недель. Не бойтесь приучить малыша к рукам, сразу же удовлетворять все его потребности.

Избаловать ребенка в этом возрасте невозможно. Обычно дети, которым постоянно помогали, заключая в любящие объятия, которых много носили на руках, не дожидаясь слез и настойчивых требований малыша, быстрее становятся самостоятельными. Ведь они не боятся отделиться от мамы, не привыкают контролировать, не исчезла ли она внезапно, пока они отвлеклись, не приучаются к необходимости постоянно всеми силами добиваться ее внимания.

Продолжайте кормить ребенка грудью или смесью, даже если вам кажется, что он не хочет или просто играет с соском или бутылкой.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ребенок станет спокойнее, когда научится ползать и достигать то, что ему нужно. Постепенно он примет мамины отлучки, перестанет их бояться.

Поддерживайте малыша, ласкайте его, веселитесь вместе с ним, не расставайтесь надолго. Это затишье перед новым скачком развития.
8–9 месяцев. Шестой скачок развития ребенка: категоризация предметов и понимание речи
Новый беспокойный период может начаться в возрасте около 8 месяцев и продлиться от 3 до 6 недель.

Ребенок учится видеть закономерности и группировать объекты по определенным признакам. Развиваются его обоняние, осязание, зрение, слух, эмоции. Активно развивается понимание речи.

8–9 месяцев. Категоризация предметов по признакам

Около 8,5 месяцев происходит шестой скачок развития ребенка. Малыш очень сосредоточен на своих занятиях. Изучение мира становится более систематическим. Например, он может с очень серьезным видом внимательно рассматривать содержимое тарелки и перекладывать еду из стороны в сторону.

Ваш кроха еще не говорит свои первые слова, но он уже многое понимает. Малыш осознает, что несмотря на то, что каша, яблоко и банан совсем разные на вид и на вкус, все они съедобны. Он начинает объединять предметы в группы.

Признаки кризиса

Если ваш малыш вдруг стал плаксивым, раздражительным, беспокойным, даже неугомонным, то вы уже знаете, что это новый этап его развития.

В кризисные периоды скачков развития ребенок может:

  • Беспокоиться, когда вы уходите. Цепляться за вашу одежду;
  • Хуже есть;
  • Стать более тихим, вялым, безразличным;
  • Протестовать против переодевания;
  • Стать необыкновенно милым, прижиматься к вам, обнимать, целовать, лишь бы только вы его не отпускали;
  • Стесняться окружающих;
  • Вернуться к тем этапам развития, которые он уже перерос;
  • Требовать много внимания.
  • Странности в еде
  • Вы можете заметить, что у малыша снизился интерес к еде и воде. Он может отказываться от любимого блюда или требовать все время одно и то же на завтрак, обед и ужин. Может весь день почти ничего не съесть, а на следующий день есть очень много. Или будет есть только то, что самостоятельно положит себе в рот. Не волнуйтесь. Режим питания скоро восстановится. Возможно, ваш малыш даже полюбит какие-то новые продукты.

Как помочь ребенку во время скачка развития?

Во время шестого скачка роста играйте с ребенком в развлекательно-познавательные игры:

  1. Пусть малыш нажимает на всякие кнопки: дверной звонок, выключатель, кнопку вызова лифта. Он поймет, что в ответ на его действие звенит звонок, гаснет свет, открывается дверь. Сейчас формируется понимание причинно-следственных связей.
  2. Долгие прогулки, походы в гости, любая смена обстановки – это возможность узнать что-то новое для ребенка. Дайте ему изучать интересный предмет столько, сколько понадобится.
  3. Как можно больше разговаривайте с крохой. Называйте все предметы, которые он видит и к которым тянется, задавайте за него вопросы и отвечайте на них. Произносите слова медленно и отчетливо. Пусть малыш слышит правильную речь.
  4. Побуждайте ребенка подражать вам звуками, жестами. Играйте перед зеркалом, копируйте движения малыша, просите его повторять за вами.
  5. Если кроха держит что-то в руке, попросите его дать это вам. Задавайте ему простые вопросы: «Где твой зайчик»? И показывайте искомый предмет.
  6. Играйте в прятки (главное, чтобы малыш видел, куда вы спрятались) или в догонялки (можно уползать от малыша и сделать вид, что пытаетесь поймать его, когда он ползает рядом с вами).
  7. Пойте песенки, сопровождая их несложными жестами: хлопайте в ладоши, топайте, поворачивайтесь из стороны в сторону. Пусть ребенок старается повторить за вами.

Сон

Очень часто во время скачка развития у ребенка возникает кризис и в вопросах сна. Малыш может очень рано вставать по утрам; чаще просыпаться ночью. Может ухудшиться и дневной сон. Сон может стать очень беспокойным, ребенок может крутиться в кровати или размахивать руками и ногами.

Очень важно в этот период уделять повышенное внимание успокоению ребенка перед сном. Не бойтесь тратить больше времени на подготовку ко сну, планируйте это заранее, не допускайте «перегуливания».

Если у малыша плохой аппетит в течение дня, он может стараться компенсировать нехватку еды в ночное время, чаще просыпаясь от голода. Удовлетворить потребности ребенка нужно обязательно. Но помните, что кризис скоро пройдет, а привычка к частым ночным кормлениям может остаться и закрепиться. Старайтесь кормить малыша днем в спокойной обстановке с минимумом раздражителей, предлагайте еду чаще.

Завершение скачка. Что изменилось?

Новые навыки перевернут представление ребенка о его возможностях и об окружающем мире. До следующего скачка, который случится около 10,5 месяцев, ребенок будет активно развивать новые навыки: понимать речь, (возможно, он даже скажет свое первое слово), играть с вами в простые игры, выполнять несложные просьбы. Общаться с малышом становится все интереснее и интереснее.
10,5 месяцев. Седьмой скачок развития ребенка: конструирование и последовательность
Наверное, вы уже привыкли к тому, что малыш постоянно все разбрасывает, а едва вы построите башенку, он ее тут же разрушает.

Около 10,5 месяцев начинается долгожданное время самостоятельного конструирования. Новый скачок развития произойдет на десятом месяце жизни малыша и может продлиться от 3 до 7 недель.

Освоение последовательностей

Теперь ребенок понимает: для достижения цели нужно выполнить несколько последовательных действий. Этим характеризуется седьмой скачок роста. Вы все чаще будете видеть, как кроха пытается поставить кубики друг на друга или собрать пирамидку.

Признаки

Как обычно при скачках развития, изменения тревожат малыша, что сказывается на его поведении.

Обычно во время кризисного периода ребенок:

  • Беспокоится, когда вы уходите. Цепляется за вашу одежду;
  • Проявляет ревность: капризничает, когда вы общаетесь с кем-то другим;
  • Мало ест, становится очень придирчивым к еде;
  • Может протестовать против переодевания и смены подгузника, противиться высаживанию;
  • Может стать очень ласковым;
  • Стесняется окружающих;
  • Резко меняет настроение от смеха до слез;
  • Требует больше внимания.

Игры для развития новых навыков

Одевание

Переодевайте малыша перед зеркалом, просите его помочь вам: вытянуть ногу, поднять руку, повернуться. В этот момент можно объяснить крохе понятия «левый» и «правый».

Умывание

Дайте малышу самому причесаться перед зеркалом, умыться, почистить зубки. Маленькие дети любят подражать взрослым или старшим братьям и сестрам. Совместный процесс умывания будет приятным и веселым.

Помощь по хозяйству

Покажите малышу, как вы занимаетесь домашними делами, проговаривайте все, что вы делаете. Дайте ему тряпочку протереть игрушки. Или кусочек теста, который он будет разминать, пока вы печете пирог (это отличная разминка для пальчиков). Дайте заранее помытые овощи и попросите помыть их самостоятельно.

Самостоятельная еда

Дайте малышу ложку. Пусть донесет ее до рта, съест что-нибудь самостоятельно. Можно дать детскую вилку. Кроха будет развивать координацию, а процесс еды станет интереснее.

Чем еще можно занять малыша?

Рассказывайте крохе короткие стишки-потешки. Дотрагивайтесь до носа, ушей, лба и называйте части тела. То же самое делайте с окружающими малыша предметами.

В этот период малыши хорошо воспринимают и запоминают простые пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая», «Ладушки».

Давайте ребенку потрогать ткани разной фактуры, рвать бумагу или вату. Дайте ему коробочку с «сокровищами», в которой он сможет копаться и вытаскивать интересные небольшие предметы, а затем класть их обратно. Можно засовывать макароны в бутылочку с узким горлом и возиться в крупе. Все, что задействует мелкую моторику, прекрасно сказывается на развитии психики и интеллекта ребенка.

Заверните игрушку в красивую бумагу и попросите малыша ее распаковать. Спрячьте мелкий предмет в ладонь или под непрозрачный стаканчик, рядом поставьте такой же и попросите малыша найти игрушку. Пусть догадается, что нужно сделать, чтобы отыскать предмет.

Сейчас малыш может освоить простой сортер, познакомиться с формами и цветами.

Сон во время скачка развития

Ребенок очень впечатлен своими новыми возможностями. Как следствие он возбужден и хуже спит. Может ухудшиться как ночной, так и дневной сон; или оба сразу. Увеличивается время засыпания и частота ночных пробуждений, а утренний подъем может стать очень ранним. Сон может стать очень беспокойным: малыш вертится в кровати, размахивает руками и ногами.

Не волнуйтесь – это нормальное проявление кризиса развития. Когда малыш привыкнет к своим новым умениям, он успокоится и его сон снова наладится. Сейчас очень важно, чтобы вы давали своему ребенку ощущение спокойствия и надежности – это поможет успокоиться и ему.

Если мама тревожится и находится в напряжении, это влияет на малыша и заставляет его нервничать еще сильнее – ведь если мама беспокоится, значит, действительно происходит что-то страшное.

Старайтесь на время отложить все дела и сосредоточиться на малыше, дать ему как можно больше внимания и контакта, особенно перед укладыванием. Возможно, стоит на время ввести совместный сон, особенно в предутренние часы – это позволяет продлить сон утром.

Как обычно в кризисные периоды, особенное внимание нужно уделять признакам усталости и контролю времени бодрствования малыша, следить за суточной нормой сна и не допускать накопления недосыпа.

Завершение скачка. Как изменился малыш?

Когда капризы седьмого скачка развития ребенка будут позади, вы увидите, что малыш научился строить башенки, освоил игру в прятки и начал подражать всему, что вы делаете. Возможно, он станет более усидчивым, сможет некоторое время занять себя самостоятельной игрой. К своему первому дню рождения ребенок освоит много нового, его ждет следующий, восьмой, скачок развития.
1 год. Восьмой скачок развития ребенка: планирование и достижение целей
Ребенку исполнился один год – это радостное и волнительное событие! Малыша не узнать – после череды скачков развития и роста ваш ребенок стал совсем большим, вот-вот начнет или даже уже начал ходить, понимает речь, стал более самостоятельным.

Но развитие детей продолжается много лет, и скачки роста у детей после года не прекращаются. Еще так много предстоит узнать! Сразу после первого дня рождения у ребенка произойдет новый скачок развития.

Новые навыки ребенка: цели и планирование

В год ребенок начинает осваивать мир задач. Во время этого скачка развития он учится сам ставить себе цели и строить планы для их достижения.

Восьмой скачок роста и развития характерен тем, что теперь ребенок понимает, что значит одеваться, убирать, готовить, и учится выполнять эти задачи.

Теперь слова «мы едем в магазин» означают для ребенка последовательность действий – нужно одеться, ехать на коляске или машине, сделать покупки, затем вернуться домой и раздеться.

Если мама отходит далеко от ребенка или уходит в другую комнату, он начинает нервничать. Ведь он не может добраться до мамы. И даже если он уже хорошо ползает, догнать маму не получится.

Признаки скачка роста у ребенка:

  • Буквально виснет на вас, цепляется за ноги, одежду. Или часто требует короткого телесного контакта, периодически подходит и касается вас;
  • Проявляет ревность: капризничает, когда вы переключаете внимание на кого-то другого;
  • Мало ест;
  • Резко меняется настроение: сильно расстраивается или замирает и мечтательно смотрит в пустоту;
  • Носит с собой повсюду любимую игрушку или какой-то другой предмет;
  • Стесняется окружающих;
  • Активно проявляет непослушание;
  • Нуждается в постоянных развлечениях.

Играем и развиваемся

Скачки развития ребенка после года требуют новых подходов от родителей. Ребенку понравятся игры, в которых он сможет почувствовать себя взрослым, самостоятельным. А развитие ребенка в результате нового скачка делает эти игры более интересными и для родителей.

Сделай сам

Детей очень радуют игры с водой. Разрешите малышу самостоятельно вымыть его игрушки в тазике с водой или помыть пластиковую посуду настоящей губкой и мыльной пеной. Или дайте заранее помытые овощи для салата и попросите помочь вам, помыв их.

Помощник по хозяйству

Делайте домашние дела вместе с ребенком – это принесет свои плоды в будущем. Кроха с радостью поможет вам вытереть пыль, подмести пол, разложить игрушки по полкам. Накрывайте вместе на стол, готовьте еду, разбирайте покупки и развешивайте белье после стирки – любые совместные занятия «как у взрослых» улучшают развитие малыша, будут ему не только интересны, но и полезны.

Где звенит?

Покажите малышу любой предмет со звуком (например, телефон с мелодией). Потом спрячьте его так, чтобы ребенок его не видел. Пусть кроха поищет игрушку.

Продолжаем изучать последовательности

Развитие малыша в результате нового скачка роста позволяет как следует познакомиться с матрешкой. Ребенок заинтересуется тем, как она сначала раскладывается, а затем куколки прячутся одна в другую. Он будет изучать понятия «больше» и «меньше». Можно также играть в разные вкладыши, сортеры.

Игра «Что в кастрюльке?» поможет малышу запомнить названия овощей и фруктов. Можно вместе варить суп или компот: кладите в кастрюльку продукты и называйте их.

Домашний театр

В год ребенок с интересом посмотрит короткий спектакль. Сделайте импровизированную сцену и разыграйте перед крохой историю: покажите, как кукла пошла в магазин за новыми платьями, как зайчик выращивал на огороде капусту и морковку.

Скачки роста после года и сон малыша

Этот скачок, как и другие скачки роста, оказывает влияние на сон малыша. Обычно в это время дети хуже спят. Сон становится беспокойным, ребенок чаще просыпается, увеличивается время засыпания. Многих детей становится особенно трудно уложить на дневной сон. В этот период может несколько снизиться обычная норма сна малыша, а утренний подъем может стать более ранним.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Помните, что накопление недосыпа отрицательно сказывается на развитии ребенка, создавайте все условия для хорошего сна, с особенной тщательностью следите за признаками усталости и уделяйте повышенное внимание подготовке ко сну, отводя на нее больше времени, чем обычно.

Завершение скачка. Что изменилось?

12 месяцев активного роста малыша позади. Порой вы еле успевали за его скачками развития, сменяющими один другой. Теперь они стали более размеренными, да и вы реагируете на них спокойнее. Малыш многому научился. Возможно, он уже самостоятельно ест, пытается ходить, освоил новые игры.

На пару месяцев наступает время относительного спокойствия. А потом, примерно в 1 год и 3 месяца, вас ждет новый скачок развития, когда ребенок будет чаще демонстрировать характер и желание поступить по-своему.
1 год и 2 месяца. Девятый скачок развития ребенка: абстракции и принципы

В результате предыдущего скачка развития ваш малыш понял — чтобы что-то сделать, нужно совершить несколько последовательных действий.

И вот примерно в 1 год и 2 месяца на ребёнка обрушивается новая лавина информации, на которую он реагирует капризами и слезами.

Характер малыша в 1 год и 2 месяца

Девятый скачок роста дает ребёнку новые возможности. Его мышление усложняется, становится абстрактным, более «взрослым». Теперь он не выполняет действия по плану, а сам осваивает планирование. Малыш учится создавать планы, менять их и нарушать по своему желанию. Он обдумывает каждое свое действие и начинает размышлять над самим процессом мышления. Он очень занят тем, что происходит у него в голове, и это не может не отразиться на его поведении.

Он начинает добиваться желаемого более изощренно: «У кого попросить смартфон — у мамы или у бабушки?» Малыш изучает реакции родителей на различные модели поведения: что будет, если заплакать? Убежать? Обнять маму? Весь день он принимает те или иные решения, что, конечно, утомляет его и создает нагрузку на нервную систему.

Признаки скачка развития у ребёнка:

  • Буквально виснет на маме, требует частых объятий, просится на ручки;
  • Плохо себя ведет, капризничает, шалит и проявляет ревность;
  • Хуже ест;
  • Резко меняет настроение;
  • Не даёт себя одевать;
  • Стесняется окружающих;
  • Внезапно может о чём-то задуматься, уставившись в пустоту.

Время принципов

Теперь ребенок может не только следовать определенным программам действий, но и самостоятельно придумывать новые, менять их в зависимости от своих желаний и предпочтений. Малыш стал яснее демонстрировать, чего он хочет. Он мыслит стратегически и постоянно проверяет незыблемость границ: «А что будет, если я сорву цветок/убегу от мамы/не буду ложиться спать?» У него уже достаточно много способов показать свое недовольство, попытаться обмануть вас или показать, что он хочет, чтобы что-то было именно вот так:

  • Проявляет собственничество в отношении своих вещей;
  • Наблюдает и подражает другим людям, героям мультфильмов, особенно любит повторять странности (хромает, ходит с тростью);
  • Проявляет инициативу;
  • Делает выбор (что хочет съесть, какую одежду надеть, на какую площадку пойти гулять);
  • Настаивает на том, чего он хочет (криком, топаньем ногами, активными действиями).

Помните, что малыш подражает вам. Дети особенно любят копировать агрессивное поведение. Следите за своими жестами и словами!

Во время девятого скачка малыш будет проверять границы возможного и дозволенного:

  • Изучает свое тело, экспериментирует с ним, учится ходить по лестнице, залезает в шкафы и ящики;
  • Дразнит родителей, проверяет значение слов «да» и «нет», кто из родителей мягче и быстрее даст слабину;
  • Прячет и находит предметы, понимает, что такое спуск и подъём, играя с мячиком или машинками;
  • Пытается осторожно обращаться с вещами.

Как помочь ребёнку?

Малыш хочет быть самостоятельным, но понимает, что он ещё маленький, и в некоторых ситуациях он будет вас беспрекословно слушаться. Например, в моменты опасности (будет держать вас за руку, переходя через дорогу).

Сейчас его основной способ чего-то добиться от вас — нытье. А если вы не поддаетесь на его уловки, малыш попробует получить желаемое у папы, бабушки, дедушки…

Позвольте ребёнку экспериментировать в том, что для него не опасно:

  • Не мешайте ему учиться обращаться с предметами, например, не кормите его насильно, если он хочет есть ложкой сам;
  • Разрешите ему прыгать, бегать, залезать на диван и прыгать с него, висеть на руках, падать на мягкое, кувыркаться – любые «акробатические номера» очень важны для его физического развития;
  • Пусть малыш наблюдает за природой: ему просто необходимо сидеть и долго смотреть, как муравьи забираются в свои норки и вылезают обратно;
  • Пусть он подражает другим людям. А вы реагируйте на его действия, чтобы кроха понял, что хорошо, а что плохо.

Сейчас очень важно установить для ребёнка рамки, ограничения, которые будут поддерживать все члены семьи. Если вы не разрешаете разбрасывать по дому вещи и залезать во все ящики подряд, то бабушки и дедушки тоже не должны потакать такому поведению.

Переговоры

В это время зарождается умение вести переговоры. Ваше общение с ребёнком сейчас важно как никогда. В период девятого скачка развития у детей часто случаются истерики и приступы гнева. Дайте малышу возможность выпустить пар, но потом обязательно объясните ему, что вы чувствуете, когда он так себя ведёт.

Постепенно социальное поведение ребёнка будет совершенствоваться. Покажите ему, что он может достичь желаемого или попросить о помощи другими способами, нежели криком и катанием по полу.

Чувство юмора

Ребёнку кажутся смешными порой неожиданные вещи, да и сам он пробует осознанно шутить. Иногда малыш старается вызвать смех родителей, чтобы добиться от них чего-то. Иногда он специально употребляет «нет» вместо «да», находя это забавным.

Игры

Сейчас малышу особенно важны подвижные игры (в том числе прогулки с родителями за новыми впечатлениями) и ролевые игры:

  • Будут интересны игры в повара, уборка комнаты, стирка, разбор стиральной машины, мытье посуды – всё, что делают взрослые;
  • Прятки;
  • Книжки-игрушки;
  • Мячики;
  • Песочница;
  • Чаепитие с игрушками;
  • Игрушки-каталки;
  • Катание с горки.

Завершение скачка. Что изменилось?

После завершения девятого скачка развития общение с малышом станет заметно проще. Он станет более самостоятельным, активным, наблюдательным. Сможет подольше занимать себя игрой, станет спокойнее. В то же время он будет проявлять больше интереса к домашнему хозяйству, чем к игрушкам. Он сможет ясно дать вам понять, что ему нравится, а что нет. Но около полутора лет вас ждет еще один скачок развития. Приобретенные в этот период навыки ребенок будет оттачивать годами.
1 год и 5 месяцев. Десятый скачок развития ребенка: системы и управление

Во время предыдущего скачка развития ваш ребенок научился решать, что ему выбрать, как поступить, куда пойти. Примерно с 1 года и 4 месяца его представление о себе, о маме и папе, обо всем, что его окружает, снова начинает меняться.

Постепенно малышу становится понятно, что в зависимости от его решений все может меняться, что в общении можно проявлять гибкость, что у эмоций много оттенков, а у поступков есть вполне определенные последствия.

Что происходит

Во время десятого скачка развития ребенок начинает осознавать, что мир вокруг него – чрезвычайно сложная система. И он сам тоже система и является частью другой системы – семьи. Он не похож на соседского ребенка, его дом отличается от других домов, у всех предметов есть какие-то различия.

Даже игрушечная собачка – тоже система, внутри нее есть какой-то механизм, она сама двигается, качает головой и умеет лаять. Осознание всех сложностей этого мира продлится у крохи долгие годы.

Признаки скачка

Малыш познает все новые и новые явления, а вместе с ними приходят и новые страхи. Как только ребенок разберется со всем, что его удивляет и пугает, капризы и необычное поведение уйдут.

В кризисный период ребенок:

  • Часто требует телесного контакта, просится на ручки;
  • Капризничает, хнычет, ноет;
  • Проявляет ревность;
  • Может стать очень ласковым или, наоборот, много озорничать;
  • Хуже ест;
  • Резко меняет настроение;
  • Стесняется окружающих;
  • Требует постоянных развлечений.
  • Время систем
  • Погружаясь в мир систем, ребенок начинает осознавать себя, свое тело, разделяет понятия «я» и «ты». Он постоянно занят элементарным естествознанием: наблюдает за птицами, животными, погружает мяч под воду и смотрит, как она его выталкивает, с интересом следит за тем, как строем ползут муравьи, а вороны качаются на проводах и не падают.

Малыш принимает все больше участия в жизни семьи, начинает сопереживать, жалеть. Теперь он хорошо понимает, что если мама или папа выйдут из комнаты, то они не перестанут существовать.

Ребенок выбирает наиболее интересную для него деятельность. Кто-то рисует, кто-то играет на музыкальных инструментах, некоторые предпочитают игры с водой. У кого-то активно развивается речь, а кто-то почти не говорит, но готов целый день играть в конструктор или железную дорогу. Позвольте малышу сосредоточиться на том. что для него важно. Предоставьте ему место и время для любимых игр. Это очень важно для его гармоничного развития.

Сон во время скачка развития

И снова вы можете заметить более или менее резкое ухудшение сна у ребенка. Встревоженный и возбужденный переменами малыш может долго укладываться спать, чаще просыпаться ночью и с трудом засыпать, вскакивать очень рано по утрам или испытывать трудности с дневным сном.

Во время кризиса развития очень важно прилагать усилия для успокоения малыша перед сном – заранее заканчивайте прогулки и активные игры дома, избегайте сильных впечатлений перед сном, ограничьте эмоциональную нагрузку вечером и по возможности минимизируйте стрессовые ситуации.

Тщательно следите за признаками усталости и старайтесь избегать «перегуливания» и перевозбуждения. Для эмоциональных, возбудимых деток часто требуется значительно больше времени на подготовку ко сну – необходимо это учитывать при планировании дня.

Во время скачка развития ребенка родителям важно сохранять спокойствие и уверенность – это действует на малыша успокаивающе и помогает ему расслабиться перед сном.

Веселые занятия для этого периода

В это время ребенку может понравиться:

  • Прятки;
  • Подражания;
  • Ролевые игры: в цирк, в театр, в больницу, в магазин;
  • Активные игры: догонялки, кружиться, танцевать, лазить, держать равновесие, кидать мяч;
  • Пускать мыльные пузыри;
  • Кормить животных дома и в зоопарке;
  • Рисовать, лепить, клеить наклейки, собирать паззлы из крупных элементов.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ближе к 1,5 годам малыш снова станет спокойным и веселым. Теперь он будет думать и действовать иначе. У него появятся предпочтения в выборе игрушек, он будет выбирать, куда пойти гулять. Его эмоции станут разнообразнее. Возможно, вы заметите, что у крохи изменился темперамент, он стал интересоваться другими детьми, проявлять сочувствие, если кому-то грустно или больно.
Цикл статей подготовлен на основе книги «Тhe Wonder Weeks: How to Turn Your Baby's Eight Great Fussy Phases into Magical Leaps Forward», Hetty Vanderijt, Frans Plooij («Капризничает? Значит развивается!», Хетти Вандерейт, Франс Плой)
Если у вас возникли вопросы, вы можете обратиться за Бесплатной консультацией в Whats App или Телеграм +7 978 756 28 60.